?

Log in

No account? Create an account
главная

oldden


Дневник ли Дня... Вникли?

Всё, что вы хотели знать обо мне, но так, вероятнее всего, и не узнаете.


главная
День oldden
Previous Entry Share Next Entry
Савёловский вокзал.
Самый молодой из девяти московских вокзалов.

1912. Изд. И.Е.Селинъ.

Строительство Савелия велось сравнительно долго (1897—1902 гг.) из-за различных коммерческих и бюрократических проволочек. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. (Однако Московская городская дума, понимая, какие перспективы открываются перед этим районом, оформила в середине 1899 года документы на новое разграничение города и уезда, и с 1900 года часть пригородных земель вошла в состав Москвы; таким образом, жители загородного поселения Бутырки стали москвичами благодаря железной дороге и вокзалу). Работами руководил инженер А.С. Сумароков. Есть предположение, что именно он стал и автором архитектурного проекта. Здание вокзала вышло довольно скромным, не имевшим даже парадного входа, в основном одноэтажным и лишь по центру двухэтажным (для размещения служебных квартир). Весной 1902 года состоялось торжественное открытие вокзала, получившего при этом имя "Бутырский", лишь в 1912 году вокзал переименовали в "Савёловский".

...Восемьдесят с лишним лет жизнь у Вокзала текла практически неспешно и без каких-либо радикальных перемен и потрясений, разве что отгремел в своё время на привокзальной площади трамвай, заменённый троллейбусом, автобусом и прибавившейся впоследствии к "старшим товарищам" маршруткой, да раскинулась на три уровня в середине 60-х неслыханная по тем временам автомобильная эстакада. Но годы брали своё, и к началу 1980-х годов "Старина Савелий" довольно сильно обветшал и уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Поэтому было принято решение о его реконструкции, которая и была проведена в 1987-1992 годах коллективом НИИ «Мосжелдорпроект» под руководством Я. В. Шамрая (без прекращения движения поездов!).

1988, (с) Игорь Нагайцев

Унаследовав, насколько это оказалось возможным, основные стилевые особенности и архитектурные мотивы, Вокзал обзавёлся полноценным вторым этажом и центральным входом:


Параллельно с реконструкцией, на площади шли работы по строительству станции "Савёловская" Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена, успешно закончившиеся открытием Вышеупомянутой в 1988-м году.
...Постепенно с конца 90-х привокзальная площадь, тем временем, превратилась из былой уютно-неспешной в транспортную толкучку: маршруточные "РАФики" ушли в прошлое, уступив место на порядок более многочисленным и вездесущим "ГАЗелям" и "частникам", организованная парковка в центре площади заполонила всё свободное и несвободное пространство и превратилась в хаос...


С мая 1999 года вокзал стал чисто пригородным - поезда дальнего следования либо отменили за нерентабельностью, либо раскидали в виде прицепных вагонов по другим вокзалам. Ходили даже слухи, что на самом высоком уровне были планы по реорганизации (читай - полном закрытии) Старины Савелия... Тем не менее, "пациент скорее жив" - с августа 2009 года было открыто регулярное движение экспрессов "Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево" (ибо ещё в мае 1981 года было организовано сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно): от аэропорта до Белорусского вокзала - без остановки, а в аэропорт от Белорусского вокзала - с остановкой на Савелии, которая всё же была отменена в конце мая 2010-го. Однако, в связи с недавним вводом в эксплуатацию двухэтажных вагонов "Аэроэкспресса", не проходящих по габаритам под старинным путепроводом у Белорусского вокзала, есть идея вновь отправлять поезда до Шереметьево с вокзала Савёловского. Осуществится эта идея или нет, поживём - увидим.
Осенью 2011 года транспортному хаосу на площади Савёловского вокзала пришёл конец - но не потому, что кто-то мудрый что-то придумал и обязал в организационном плане. Просто осенью 2011-го началось устройство строительной площадки, а в 2012 году — сооружение рабочего и вентиляционного стволов станции "Нижняя Масловка" Третьего пересадочного контура Московского метрополитена. Один хаос сменился другим :о). Раскрытие котлована вестибюля началось лишь в марте 2013 года. Из-за сложной гидрогеологической обстановки и смены подрядчиков планируемое завершение работ постоянно переносится - "Нижняя Масловка" волей-неволей становится преемницей "седого" Соседа-долгостроя в современных реалиях.




Видъ с эстакады ТТК :)


...эстакады 3-его транспортнАГО :о)
(Справедливости ради - не "с оттуда")
:о)

Так это из-за станции метро все перекопали? Хотя такими раскопами в Москве сейчас не удивишь.

А была тишина и покой.

Да, и много лет!
На мой взгляд, после строительства станции ТПК, ничто не мешает вернуть "тишину и покой" на эту площадь. Даже если от Савелия будут вновь отправляться "аэроэкспрессы".